Новые записи в блоге:

.

Деревянный дворец в Коломенском.

Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра XVII в. Ф. Гильфердинга

Деревянный дворец в Коломенском.

 «Фасад старого Коломенского дворца юго-восточной стороны». Копия XIX в. с чертежа 1768 г.

Обитатели дворца могли видеть издалека тех, кто приближался к Коломенскому, наблюдать за торжественными процессиями, в которых участвовали почетные гости и сотни стрельцов в ярких нарядных одеждах. Особенно эффектными были шествия во время больших приемов. На противоположном берегу Москвы-реки устраивали потехи  -  охоты с соколами, кулачные и петушиные бои, учебные маневры. Вечерами выносили множество факелов, и в их свете открывалось одно сооружение за другим.

Дворец царя Алексея Михайловича простоял сравнительно недолго и скоро обветшал. К тому же после перенесения столицы из Москвы в Петербург Коломенское перестало играть роль загородной царской резиденции. Хотя по указу Петра I в 1722 — 1724 годах под дворец были подведены белокаменные фундаменты, во второй половине XVIII века он стал разрушаться, и Екатерина II приказала его разобрать. Перед разборкой здание обследовала комиссия архитекторов, были сделаны обмеры, чертежи, составлены планы. В соответствии с этими планами в 1865 — 1868 годах резчик Д. А. Смирнов исполнил модель Коломенского дворца (в 1/40 натуральной величины), которую ныне можно видеть в одном из залов музея.

В 1768 году, сразу же после того, как деревянный дворец разобрали, в Коломенском, на берегу Москвы-реки приступили к строительству нового четырехэтажного дворца для Екатерины II. Это здание сильно пострадало во время нашествия Наполеона на Россию и было разобрано в 1816 году. На его месте в 1825 году по проекту архитектора Е. Д. Тюрина воздвигли новый дворец в стиле классицизм для Александра I. Акварели XIX столетия дают представление об этом изящном и живописном сооружении. Но ему не суждено было простоять долго: в 1878 году дворец разобрали. До наших дней сохранился только находившийся около дворца Павильон.

Деревянный дворец XVII века окружали многочисленные каменные постройки хозяйственного и административного назначения. Они соединялись стеной и образовывали замкнутый четырехугольник. Входом в усадьбу служили парадные Передние ворота с Часовой башней над ними. К этим воротам с севера примыкали Приказные палаты, с юга  -  Полковничьи. А рядом с ними располагался Сытный двор с Поваренной палатой, ледниками, кладовыми, Фряжскими погребами, Уксусной и двумя палатами. По южной линии шла каменная стена с воротами во фруктовый сад. Юго-западный угол усадьбы занимали Кормовой двор со Скатертной палатой, кладовой, поварней, где варили кислые щи, и Хлебный дворе еще одной поварней, кладовой и ледниками. В западной стене находились Спасские (задние) хозяйственные ворота, за которыми стояли караульни. От задних ворот на север вела кирпичная стена, к которой примыкала церковь Казанской богоматери. За пределами Государева двора, ближе к Москве-реке, находились коровники и конюшни.

От дворцового ансамбля XVII века до наших дней сохранились лишь отдельные сооружения: Передние ворота с примыкающими к ним палатами, церковь Казанской богоматери, часть стены Государева двора, Спасские (задние) ворота и Водовзводная башня.

Кирпичная домовая церковь царя Алексея Михайловича — церковь Казанской богоматери  -  построена в 1649 — 1650 годах. Это обычная для культовой архитектуры XVII века постройка, на высоком, с кубом в основании, обнесенным гульбищами второго яруса. В XVII веке здание было соединено переходами на уровне второго этажа с хоромами царицы в деревянном дворце. С юга к церкви примыкает крыльцо с небольшим шатром над ним, с севера находится колокольня с нарядным шатровым верхом. С церковью ее соединяла лестница с пологой аркой. Характерен для середины XVII века и декор памятника. Стены членятся, сдвоенными на фасадах и строенными на углах. Маленькие, опирающиеся внизу на гирьку, стоят по бокам окон. В верхней части здания, над окнами, у основания барабана расположены и полукруглые кокошники.

От церкви Казанской богоматери липовая аллея, посаженная в 1825 году, ведет к Передним воротам. Они служили парадным въездом в царскую усадьбу XVII века, отделяя ее от древнего княжеского двора, от которого сохранились только церковь Вознесения и Георгиевская колокольня. Воздвигнутые из камня в 1672 — 1673 годах, Передние ворота заменили более древние дубовые. Ворота состоят из четырех ярусов, завершающихся башней с глухим шатром. В башне размещены колокола часового боя.

Архитектурное убранство Передних ворот отличается сдержанностью. Они украшены белым резным камнем и узорными решетками окон. Карнизы декорированы камнем, поставленным на ребро, и двухцветной росписью. Основание ворот разделено двумя арками: широкая — для конного въезда, узкая  -  для пешеходов. Над арками помещалась Органная палата, где находился искусно сделанный механизм. Он соединялся специальным приводом со стоявшими внизу, у Передних ворот, скульптурами львов, которые, приветствуя гостей, вращали глазами, поднимали лапы и издавали рев. Вверху располагалась Часовая палата с часовым механизмом и «указным кругом» (циферблатом), который был обращен в сторону царского дворца. Подлинный древний механизм не сохранился, сегодня на его месте стоит другой, перенесенный с Сухаревой башни Москвы.

В Органной палате Передних ворот экспонируется выставка башенных часов и часовых механизмов, начиная с механизмов четырех вековой давности из Соловецкого монастыря на Белом море и кончая изделиями мастеров XIX века. Среди них выделяются часы новгородца Семена Часовика, выполненные им в 1539 году для Соловецкого монастыря. Мастер вручную выковал все детали. Здесь же представлены часы XVII века, сделанные мастером Рязанцевым для одного из подмосковных монастырей. Это сложный анкерный механизм, имеющий маятник и приводы к колоколам. Последние отбивали часы.

.
Яндекс.Метрика