Новые записи в блоге:

.

В музее Коломенского собрана богатейшая коллекция архитектурной керамики X — XIX веков, насчитывающая более семи тысяч изразцов. Керамика Киевской Руси, уникальные красные изразцы, однотонные зеленые, а также яркие полихромные изразцы XVII столетия и эпохи Петра I, керамические изделия XIX века позволяют проследить историю развития и особенности использования архитектурной керамики.

Выставка изразцов расположена на втором этаже Сытного двора. Ее открывают древнейшие произведения русской архитектурной керамики  -  фрагменты поливных плиток, найденные при раскопках в Киеве и Белгороде. Здесь представлены керамические фризы, карнизы, подзоры, балясины, которые украшали такие сооружения XV  -  начала XVI века, как церковь Ризположения в Москве, Звенигородский собор, дворец царевича Дмитрия в Угличе. В экспозиции можно увидеть и первые печные красные изразцы XVI века с изображениями батальных сцен, зверей, птиц и фантастических животных. Любопытны изразцы со сценами походов и подвигов Александра Македонского.

В собрании керамики XVII века особенно привлекательны поливные изразцы, которые широко использовались для облицовки архитектурных сооружений, а также печей. Нарядны изразцовые фризы, наличники окон и капители, украшавшие Главную аптеку, построенную в конце XVII века на Красной площади в Москве, на том месте, где ныне находится Государственный Исторический музей.

Выделяются в экспозиции пяти цветные изразцы XVII века с рельефными изображениями цветов, стеблей, плодов, побегов и птиц. Подобные изразцы, словно ковер, покрывали поверхности печей и стены зданий.

Интересны керамические надписи-летописи, помещавшиеся на зданиях. В экспозиции имеются фрагменты изразцовой летописи о постройке собора в Истре (под Москвой) в 1666 году. Керамическая надпись о ремонте Покровского собора сообщает имя мастера-гончара Петра Андреева.

Во второй половине XVII века Москва становится одним из крупнейших центров производства поливных изразцов. Здесь работали лучшие мастера, в том числе Степан Иванов, по прозвищу Полубес. Он впервые изготовил керамические скульптурные изображения  -  полутораметровые рельефные фигуры евангелистов. В экспозиции музея представлены фигуры, которые располагались на крыльцах Данилова монастыря в Москве.

На изразцах XVIII века можно встретить назидательные, просветительные или иронические сценки с надписями, поясняющими изображения. К началу XIX века относятся фрагменты белоснежной печи с барельефами в стиле классицизма. Замечательными произведениями народного искусства являются изразцы, посвященные Отечественной войне 1812 года против вторгшейся в Россию армии Наполеона.

К интереснейшим памятникам декоративно-прикладного искусства принадлежит изразцовый камин, исполненный в 1890 году по рисунку знаменитого русского художника М.А.Врубеля. На облицовке камина изображены два былинных богатыря  -  пахарь Микула Селянинович и воин Вольга Святославович.

В музее представлена богатая экспозиция, свидетельствующая о высоком совершенстве искусства резьбы и росписи по дереву, которого достигли русские мастера XVI — XVII веков. Это искусство передавалось из поколения в поколение. Традиция украшения домов резьбой существовала на Руси издревле. В музее демонстрируются все основные части изб, обычно покрывавшиеся резьбой или росписью,  -  лобовые доски, отделявшие фронтон от сруба, наличники окон, а также ворота. Если всмотреться в узоры на потемневших от времени досках, откроется поэтический мир народных сказок. Из переплетения стеблей и трав выступают львы, русалки и другие фантастические существа. С образом русалки, обитающей в воде, в народе были связаны многочисленные легенды, поверья и сказки. Не одно поколение резчиков изображало русалок среди трав, волн и узоров. Их можно видеть на оконных досках, воротах, посуде. На счастье на фасадах домов вырезали мастера райскую птицу Сирин с человеческим лицом, чей голос, по преданию, зачаровывал людей. Сказочную птицу изображали также на прялках, сундуках и другой домашней утвари.

Наряду с произведениями безымянных народных мастеров в экспозиции музея имеются и многочисленные образцы художественной резьбы по дереву, выполненные профессиональными резчиками: алтарные врата, сени, которые устанавливали над престолом в алтаре и над царскими или патриаршими местами, а также деревянные скульптуры XVII — XIX столетий.

музея-заповедника Коломенское

Картину расцвета русского декоративно-прикладного искусства XVI — XIX веков дополняют экспонаты выставок «Орнамент в русской темперной живописи» и «Русский художественный металл». Первая знакомит с яркими, жизнерадостно звучащими росписями предметов быта, обстановки и культовых памятников. Вторая выставка демонстрирует великолепные изделия кузнечного и литейного искусства  -  железные двери соборов с накладками и полосами из просечного металла, оконные решетки, напольные плиты, колокола, выносные церковные фонари, паникадила, кронштейны для подвешивания больших лампад, разнообразной формы замки и ключи.

.
Яндекс.Метрика