Новые записи в блоге:

.

С первых лет существования музея ведутся значительные археологические исследования, которые позволили восстановить древнюю топографию Коломенского, представить особенности быта княжеской и царской резиденций. Наиболее интересные памятники, найденные при раскопках, вошли в экспозицию музея. В помещениях Приказных, Полковничьих, Органной палат и Сытного двора ныне развернуты постоянные экспозиции, которые знакомят посетителей не только с историей Коломенского, но и с творчеством древнерусских строителей, художников, кузнецов, плотников, мастеров резьбы по дереву. Важное место занимает выставка русских икон XVI — XVIII веков.

Особый интерес вызывают иконы, исполненные в XVII веке для Коломенского дворца. Таковы три иконы чина, написанные уверенной рукой зрелого мастера,  -  «Богоматерь», «Спас Эммануил с припадающими Артамоном и Евдокией» (пышные одежды и имена изображенных дарителей позволяют предположить, что ими были любимый боярин царя Алексея Михайловича Артамон Матвеев и его супруга Евдокия) и «Иоанн Предтеча». Прекрасным образцом искусства крупнейшего живописца XVII века Симона Ушакова, принимавшего вместе с другими мастерами Оружейной палаты Московского Кремля участие в росписях Коломенского дворца, является икона «Троица» с собственноручной подписью художника.

музея-заповедника Коломенское

В пристройке к Приказным палатам можно познакомиться с коллекцией икон из бывшего Соловецкого монастыря, которые поступили в музей в 1930-е годы и здесь были тщательно отреставрированы.

В XVI веке при богатой Соловецкой обители существовали художественные промыслы  -  резьба по дереву и кости, серебряное дело, но иконы до начала XVII века были только привозными  -  работы московских, новгородских и псковских мастеров. С 1615 года здесь появилась своя иконописная мастерская, в которой были выполнены многочисленные иконы с изображениями основателей монастыря, а также самой обители.

Большой интерес представляют иконы XVI века «Богоматерь Тихвинская» и «Богоматерь Гора Нерукосечная». С первой из них связана легенда, согласно которой икона «прилетела» с Ладожского озера на один из островов в Белом море, где впоследствии был основан монастырь, и якобы совершила ряд чудес, самым славным из которых стало избавление обители от осады шведов в 1613 году. Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная», исполненная во второй половине XVI века, отличается редкой иконографией. Ее символика связана с акафистом  -  торжественным песнопением в честь Богоматери. Произведение, написанное талантливым мастером, привлекает удивительной музыкальностью образа и красочностью.

Созданная во второй половине XVII века икона «Символ веры» — сложное многофигурное произведение, которое содержит краткое изложение основ христианского вероучения. Она разделена на шесть поясов и состоит из двадцати семи отдельных клейм. Живопись этой иконы напоминает многоцветную эмаль. Разнообразные архитектурные фоны, богатство одежд, изысканный колорит сообщают работе праздничность.

Необычностью композиционного построения привлекает икона XVII века «Богоматерь Боголюбская с предстоящими Зосимой и Савватием». Она не разделена на клейма, и отдельные сюжеты из монастырской жизни входят в общую картину. Изображение островов напоминает условный топографический план. В центре композиции  -  главный остров, на нем видны здания монастыря, окруженные стенами. Судя по изображению, автор никогда не был на островах, но знал их по описаниям. Корабли с паломниками напоминают водоплавающих птиц. В верхнем правом углу изображены рыбаки с неводом, в нижнем левом  -  крестьяне с косами на лугу, в центре  -  стены и башни монастыря, кельи монахов и храм.

Появление такого типа икон с архитектурным фоном и множеством бытовых сцен весьма характерно для искусства XVII века, когда на смену отвлеченным богословским аллегориям приходит конкретность изображения.

.
Яндекс.Метрика